Lūk, kā Kants raksturo metafizikas būtību, kas reizē ir
raksturojums cilvēka nespējai atbildēt uz pašiem svarīgākajiem jautājumiem (par
savu izcelsmi, par pasaules izcelsmi, šodien – par demogrāfiskās pārejas
izcelsmi): „На долю человеческого разума в одном из видов его познания
выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может
уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время
он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. В
такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с
основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время в
достаточной мере подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (в
соответствии со своей природой) все выше, к условиям все более отдалённым. Но
так как он замечает, что на этом этапе его дело должно всегда оставаться
незавершённым, потому что вопросы никогда не прекращаются, то он вынужден
прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного
опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный
человеческий разум соглашается с ними. Однако вследствие этого разум
погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести
его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он
не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за
пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критериев опыта. Поле
битвы этих бесконечных споров называется метафизикой”.
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru